Сергей Королев


Сергей Королев
Юрий Гагарин

Выдающийся советский ученый Сергей Королев, известный своей инженерно-конструкторской деятельностью, родился 30 декабря 1906 в украинском городе Житомире. Отец ученого преподавал русскую словесность в школе. Мальчику не посчастливилось вырасти в полной семье, поскольку спустя несколько лет совместной жизни, родители Сергея развелись. Последующие годы детства до 1917 года он провел у бабушки и дедушки по материнской линии в городе Нежине. Обучением мальчика до достижения им восьми лет занималась учительница Л.М. Гринфельд, снимавшая комнату в квартире деда.

В 1917 году после двух лет подготовительных классов Сергей пошел в первый класс гимназии в Одессе, куда переехала его мать с новым мужем. После закрытия гимназии вследствие начавшейся гражданской войны он несколько месяцев обучался в начальной школе. Дальнейшее обучение будущего ученого проходило под контролем матери, учительницы по образованию, и отчима, имевшего наряду с педагогическим еще и инженерное образование. С раннего детства мальчика пленила мечта летать, с годами его желание только увеличивалось. Благодаря отчиму Григорию Михайловичу, Сергей попал в кружок портового клуба, занимавшегося авиамоделированием. В открывшемся в 1921 году гидроотряде Сергей, познакомившись с механиком, стал помогать в подготовке самолетов к полетам.

В 1922 году Королев продолжил обучение в открывшейся стройпрофшколе, где зарекомендовал себя как очень способный ученик. Не оставляя своей деятельности в гидроотряде, юноша успевал посещать различные кружки – математический, боксерский, астрономический, музыкальный, осваивал столярное искусство в школьной мастерской. Вскоре он стал совершать первые полеты.

В 16 лет Сергей Королев, став членом Общества авиации и воздухоплавания Украины и Крыма, начал посещать планерный кружок и читать лекции. Изучая планеризм, историю авиации по немецким книжкам, Сергей Королев освоил и немецкий язык. В 17 лет им был сделан первый проект летательного аппарата – безмоторного самолета К-5, который был рекомендован к постройке.

В 1924 году молодой человек поступил в Киевский политехнический институт, выбрав профиль авиационной техники. Во время учебы он подрабатывал столяром, кровельщиком, разносчиком газет, грузчиком, ночами посещал институтский планерный кружок. Королев прослыл мастером высшего класса.

В 1926 году Сергей Королев, оставив обучение в Киевском институте, перевелся в Московское высшее техническое училище. Стремясь всеми силами попасть в авиацию, он сначала посещал студенческий кружок, слушая лекции инженеров и ученых, затем стал курсантом планерной школы, окончив ее через год с отличием. За время обучения он испытывал различные типы планеров, набираясь опыта. Желание летать переросло в желание построить собственный планер.

По окончании производственной практики в Центральном аэрогидродинамическом институте Королев представил и с первого раза защитил дипломный проект, руководителем которого стал А.Н. Туполев. Одномоторный двухместный самолет Королева СК-4, рассчитанный на достижение рекордной дальности полета, впоследствии был построен и успешно испытан. Кроме того, Королев спроектировал и построил также другие самолеты: планер «Коктебель», «Красная звезда», предназначавшийся для совершения фигур высшего пилотажа. Данный самолет был протестирован в 1930 году в ходе Всесоюзного слета планеристов летчиком-испытателем В.А. Степанченком, который совершил на нем «мертвую петлю».

В 1931 году Королев принял участие в создании Группы изучения реактивного движения (ГИРД) под руководством Ф.А. Цандера, в которой разрабатывались проекты ракетных летательных аппаратов. Уже 17 августа 1933 года группой была запущена первая жидкостно-баллистическая ракета ГИРД-09, двигатель для которой был создан по идее К.Э. Циолковского. В 1933 году Королев был назначен дивизионным инженером в созданном РНИИ – реактивном научно-исследовательском институте, награжден знаком «За активную оборонную работу», а в 1936 году назначен начальником образовавшегося отдела реактивных летательных аппаратов.

Молодой ученый провел подготовку и оформление первой печатной работы под названием «Ракетный полет в стратосфере», которая была выпущена в 1934 году и положительно оценена К.Э. Циолковским.

С 1937 года начались аресты и расстрелы сотрудников РНИИ, признанных «врагами народа». В 1938 году аресту подвергся и Сергей Павлович Королев, обвиненный в членстве в антисоветской контрреволюционной группе и во вредительстве. По обвинительному приговору, вынесенному 27 сентября 1938 года, был приговорен к 10 годам заключения в исправительно-трудовых лагерях. Пробыв год в Бутырской тюрьме, попал на Колыму, спустя 2 года был переведен в особое техническое бюро НКВД в группу под руководством Туполева. Во время войны в Омске, все еще находясь под заключением, Королев разрабатывал строительство бомбардировщика ТУ-2 с реактивным двигателем. Уже в 1941 году самолет был успешно протестирован летчиком-испытателем и в августе 1942 года принят к войсковым испытаниям.

По личному указанию Сталина Королев был досрочно освобожден в 1944 году. С этого года ученый меняет ориентир и настаивает на строительстве баллистических ракет уже не на жидком, а на твердом топливе. В 1945 году он был направлен в Берлин для изучения немецких ракет ФАУ и создания военной ракетной техники.

В 1946 году Королева назначили начальником отдела и Главным конструктором конструкторского бюро, который был создан для разработки баллистических ракет дальнего действия в научно-техническом центре в Подмосковье. Баллистическая ракета Р-1, аналог ФАУ-2, была создана в 1948 году. В последующие годы работы были созданы ракеты Р-2, Р-5, затем Р-5М с ядерным боезарядом, оперативно-тактическая ракета Р-11 и Р-11ФМ для морского флота, межконтинентальная Р-7 с дальностью полета 8000 км и Р-7А с дальностью полета 11000 км.

В 1955 году Королевым было выдвинуто предложение о запуске искусственного спутника Земли, которое было положительно воспринято и поддержано Правительством СССР. Первый в мире искусственный спутник был запущен в космос 4 октября 1957 года. Его запуск стал сенсационным событием, облетевшим весь мир. Уже в ноябре 1957 года в космос был отправлен второй спутник, на борту которого находилась собака по кличке Лайка. В 1959 году на луну было отправлено три космических аппарата, первый из которых не смог достичь Луны, но благодаря нему были получены данные о радиационном поясе Земли. С помощью третьего аппарата были получены снимки обратной стороны луны.

С 1960 началась подготовка к полету в космос человека, на орбиту запускались проверочные корабли, второй из них был успешно возвращен обратно. 12 апреля 1961 года в космос на ракете «Восток» поднялся Юрий Гагарин.

Последние годы своей жизни Сергей Королев провел в работе: под его руководством проходили летные испытания стратегической ракеты, работающей на твердом топливе, полет кораблей «Восток», создание лунного корабля, отправка в 1965 году в открытый космос корабля «Восток-2» с людьми на борту.

16 января 1966 года во время операции Королев скончался. Все открытия Королева были сделаны под псевдонимом К. Сергеев, и лишь после смерти конструктора всем стало известно его настоящее имя.

карта сайта | История США |