"Железная леди"


Маргарет Тэтчер
Маргарет Тэтчер - премьер-министр Великобритании (1979-1990)
В британской политической жизни прочно утвердился термин тетчеризм. Этим термином характеризуют определенные политические, идеологические и моральные установки, которые проводила или стремилась провести в жизнь Маргарет Тетчер, а также ее специфический стиль руководства.
Политическая философия тетчеризма небезынтересна. Ее основу составляют несколько элементов. Это — апологетика свободного предпринимательства, личной инициативы. Главным стимулом при этом Тетчер считает прямую материальную выгоду, желание "устроить жизнь как можно лучше для себя и своей семьи". По ее утверждениям она тем самым "апеллирует к лучшему, что заложено в природе человека".
Вопрос о мотивации человеческой активности — один из центральных в философии тетчеризма. "Ничего плохого нет в том, чтобы создавать богатство, достойна осуждения только страсть к деньгам ради денег" — говорит Тетчер. ”Погоня за равен­ством — мираж. Возможности ничего не значат, если за ними не стоит право на неравенство, слобода выделяться из всех".


Для понимания мировоззрения Тетчер надо иметь в виду то, что сама она, в отличие от большинства ее предшественников, не принадлежит к британскому истеблишменту. Она — выходец из мелкой буржуазии. Родилась в 1925 году в небольшом английском городке Грэнтэм в семье бакалейщика и навсегда сохранила симпатии к той среде, из которой вышла. Этим во многом объясняется тот факт, что важным эле­ментом концепции тетчеризма стал провозглашенный ею "возврат к викторианским моральным ценностям": уважению к семье, дому и религии, закону и порядку, бережливость, аккуратность, трудолюбие, примат права личности.
Тетчер достаточно точно уловила настрой определенных сло­ев общества, выступающих за то, чтобы во главе страны стояла "сильная личность", которая могла бы вернуть Британии былое величие и навести в стране "должный порядок". Характерно, например, что в сфере общественной нравственности, укрепле­ния закона и порядка Тетчер не только не ослабила роль госу­дарства, но и значительно усилила ее. За время ее пребывания у власти было принято несколько новых важных законов, призван­ных расширить полномочия судов и полиции, ожесточилось и иммиграционное законодательство.
Базу тетчеровского экономического курса составляла монетаристская концепция, отдающая приоритет снижению инфля­ции посредством сдерживания роста денежной массы и выпус­ка ее в таком объеме, который был бы в прямой зависимости от выпуска продукции и нормы процента. Кредитно-денежное регулирование — основной рычаг воздействия на хозяйствен­ную конъюнктуру. Правительство Тетчер последовательно осу­ществляло перестройку налоговой системы. Уменьшение нало­гообложения, по ее замыслу, должно поощрять деловую актив­ность, повышать оборачиваемость капитала.
М. Тетчер энергично и решительно ломала сложившуюся в стране систему государственных корпораций. Приватизация обобществленного сектора — один из основных элементов про­веденной ею перестройки экономики. В беседах, в том числе и с нашими экономистами, она не раз отмечала негибкость госу­дарственных предприятий, их запоздалое реагирование на постоянно меняющиеся потребности рынка. Поскольку эти пред­приятия, говорила она, состоят на довольстве у государства, у них нет нужды заботиться о выживании. Вместе с тем, Тетчер не раз говорила и о том, что важная задача правительства — создание наиболее благоприятных условий для частного бизне­са, который вправе добиваться повышения прибылей при усло­вии полной ответственности за результаты собственной деятель­ности. Особенность тетчеровского варианта приватизации — широкая распродажа акций мелким владельцам. Такая линия, отмечала она, позволяет приобщать к философии собственничества массу рядовых англичан, а, значит, в политическом пла­не — укреплять базу поддержки ими консерваторов.


Политика Тетчер и ее правительства сталки­валась с существенными трудностями. Например, в социальной области, создании рыночной конкуренции в сфере здравоохране­ния, в реформах образования явно просматривалась тенденция к разделению общества на людей "первого" и "второго" сорта. Именно в этих вопросах Тетчер перешла грань допустимого в социальном маневрировании. Английские избира­тели оказались не готовыми к перестройке общества по принци­пу "каждый для себя". Это нашло отражение и в процессах, в конечном счете, вынудивших Тетчер сложить с себя лидерство в партии и покинуть в 1990 году пост премьер-министра. Конечно, при этом надо учитывать и жесткость линии Тетчер при решении бюджетных вопросов в Европейском Союзе, которая по­ставила Лондон под угрозу изоляции в сообществе. Методы ре­шения вопросов в правительстве дали основание истолковывать стиль Тетчер как авторитарный, как отход от "искусства бри­танской классической дипломатии".
Но не стоит забывать о том, что прагматизм Тетчер позво­лил ей постепенно отойти от первоначально негативной линии в отношении Советского Союза, провести в 1984-1985 гг. пере­оценку подходов к одной из главных проблем международной жизни — комплексу отношений Восток — Запад.
Тетчер — натура властная. Ее ум, силы, незаурядный интеллект — все было в течение многих лет отдано государственной, политической деятельности. Ее глав­ная страсть — общение с сильными натурами на политической сцене, даже если это общение выливается в острый диалог, прин­ципиальный спор (что, кстати, не раз бывало и в ходе ее контак­тов с Горбачевым). Тетчер тянуло к государственным мужам, от которых, по ее выражению, "исходит магнетизм власти и по­пулярности". Особенно к тем, кто в ее глазах способен вести диалог со знанием дела, на высоком интеллектуальном уровне. После третьей победы на выборах Тетчер явно стремилась к тому, чтобы применить свои силы и опыт на международной арене, прежде всего в сфере отношений Восток — Запад. Оно и закономерно — что, в самом деле, могло быть важнее для су­деб Европы и мира? Вполне закономерно и то, что Тетчер, уже имевшая огромный опыт общения с государственными деятеля­ми, видными политиками, считала особо важными упрочение контактов с советским лидером и готовилась к каждой встрече с Горбачевым особенно серьезно. При премьер-министре была создана небольшая группа экспертов из бывших британских по­слов в Москве, авторитетных советологов. Ведущую роль сре­ди них играл талантливый аналитик Чарльз Пауэлл, который всегда сопровождал Тетчер на беседах с президентом бывшего СССР.


Тетчер, несомненно, обладает определенным артистизмом, что немаловажно в политике. Готовясь к той или иной встрече с Горбачевым, она не только взвешивала политические аспекты предстоящего разговора, но и отрабатывала каждый свой жест, даже взгляд. Однажды на аэродроме при встрече Горбачева один из моих британских собеседников, хорошо знающий Тет­чер, сказал: "Посмотрите на нашего премьера — она буквально преобразилась, ее глаза светятся необычным блеском. Это — влияние вашего президента..." "Политические деятели не руко­водствуются любовью или ненавистью, их направляют интере­сы, а не чувства" — отмечал видный британский писатель и дипломат 18-го века Филипп Честерфилд. Верно, конечно. И все же... Явные взаимные симпатии Тетчер и Горбачева, несомнен­но, способствовали укреплению контактов между двумя лидера­ми, делали их диалог более доверительным а, следовательно, и более плодотворным.
В рассказах о британо-советских отношениях часто фигурирует встреча британского пре­мьера с Горбачевым в декабре 1984 года в предместье Лондона, в правительственной загородной резиденции Чеккерсе.
Уже в середине 80-х годов, когда стало очевидно, что Бреж­нев тяжело болен и фактически не управляет ни государством, ни партией, на Западе началась и с каждым годом приобретала все больший размах аналитическая работа, цель которой состо­яла в том, чтобы высчитать, что сулит миру и Советскому Сою­зу "послебрежневский период". Правящий триумвират, факти­чески управлявший в ту пору нашей страной (Устинов, Андро­пов, Громыко), особенно в расчет не принимался, так как у всех членов этого триумвирата было непреодолимое препятствие на пути к вершине власти — возраст.
М. Горбачев был в ту пору мало известен на Западе. Одна­ко его визит в 1982 году в Канаду, его беседы с политическими деятелями этой страны дали для западных политиков и наи­более дальновидных "кремленологов" ценную информацию. О Горбачеве начали говорить как об амбициозном и энергичном политическом деятеле, который, в отличие от своих коллег по Политбюро, проявляет значительный интерес к западным мето­дам управления экономикой, к западной системе ценностей. Со­ветский посол в Канаде — им был в то время А. Яковлев — в не­малой мере помог Горбачеву создать этот изначальный имидж.
М. Тетчер познакомилась с Горбачевым в феврале 1984 го­да, когда приехала в Москву на похороны Андропова. Осенью того же года — впервые после длительного охлаждения англо-советских отношений - делегацию Верховного Совета СССР пригласили посетить Лондон с официальным визитом.
Развитие в последние годы советско-британских отноше­ний — яркий и во многих отношениях едва ли не единствен­ный пример того, как можно за сравнительно короткий срок укрепить доверие между двумя государствами. В ходе диалога Москва—Лондон закладывались новые, современные подходы в отношениях между Востоком и Западом. Процесс этот, конеч­но же, был очень и очень непростым, ибо в ходе его приходилось преодолевать годами накапливавшиеся взаимные подозрения, не­доверие и негативные стереотипы восприятия друг друга.

1 | 2 | 3

карта сайта | История США |